Екатеринбургский бард Александр Новиков -
наверное, единственный артист в России,
отсидевший срок за свои песни. Альбом "Вези
меня, извозчик", появившийся в далеком 84-м году,
вызвал такой гнев властей, что в отношении
Новикова было сфабриковано уголовное дело -
артиста обвинили в изготовлении и продаже
поддельной аппаратуры. За мошенничество и
хишение Новикову дали десять лет, отсидел из
которых он шесть. А потом карьера артиста успешно
продолжилась, Новиков вошел в число самых
знаменитых исполнителей "русского шансона".
Сам артист скромно замечает, что жанр сегодня
держится фактически на двух именах - это
Розенбаум и он, Александр Новиков.
Несколько лет Новиков совмещал
творчество с занятием бизнесом - в артистической
среде он считается одним из самых состоятельных
людей. Он по-прежнему живет в Екатеринбурге, хотя
проводит немало времени в Москве, где у него
квартира и студия. А летом вывозит семью в Сочи,
там у него тоже есть дом. Несмотря на то, что
отношения Новикова с миром шоу-бизнеса и с
телевидением испорчены до предела, это мало
сказывается на продаже его альбомов (всего их у
Новикова 10). Недавний сольный концерт артиста в
БКЗ "Октябрьский" подтвердил, что
поклонников у него не убывает...
- Александр, один из ваших альбомов
называется "Записки уголовного барда". Что
вы вкладываете в это понятие?
- "Уголовным бардом" меня называли в
прессе, когда я сидел в тюрьме. Центральные
газеты развернули против меня тогда мощную
кампанию. Но я решил, что имею право не отказать
себе в удовольствии назвать так свой альбом в
память о тех денечках. Название этого альбома для
меня - словно надпись на надгробии той системы,
которая позволяла себе такие вещи.
- А кто-нибудь из коллег, из артистов в то
время за вас заступился?
- Нет, никто. Наверное, боязно было. За мое
освобождение бился более именитый и значимый в
российской культуре и науке люд. Это Андрей
Дмитриевич Сахаров. Из политических деятелей -
Геннадий Бурбулис, который стал впоследствии
госсекретарем. Он создал даже "Комитет по
освобождению Александра Новикова". И с ним -
Владимир Исаков, народный депутат такой был. Вот
они за меня бились. И еще студенчество. Они
собрали десятки тысяч подписей, эти рулоны до сих
пор у меня хранятся дома.
- Говорят, что вас освободили благодаря
Ельцину?
- Да сам Ельцин и освободил своим указом. Когда в
90-м году на встрече со студентами в Уральском
политехническом институте его спросили: "Не
ваших ли это рук дело?", он сказал: "Я к этому
не причастен, но я за это дело берусь". И через
несколько месяцев меня освободили.
- А он на самом деле был не причастен?
Все-таки именно Ельцин возглавлял в те годы
Свердловский обком...
- Конечно, все случилось при нем, но он был
слишком мелкой фигурой в той игре. Инициатива
исходила с гораздо более серьезных высот - из
Комитета госбезопасности, лично от Андропова.
- Все-таки почему никого, кроме вас, больше
не сажали за песни? Того же Розенбаума, например...
- Песни Розенбаума были о вчерашнем дне, об
Одессе времен Бабеля. А от моих песен отдавало
духом современности. Это были песни злые и
ядовитые, они были направлены на разрушение
окружающей системы. Розенбаум опасности для
системы не представлял. А я представлял. Взять
хотя бы песню "Телефонный разговор" -
помните, "добавьте восемь, чтобы дали два"?
Там речь о системе взяточничества. Но это не было
публицистикой или лозунговым творчеством - это
все были высокохудожественные произведения. И
кроме того, были еще песни, которые не вошли в
альбом "Вези меня, извозчик", которые были
изъяты и вообще пропали. И рукописи были изъяты, и
магнитные записи, я некоторые песни даже не помню
сейчас. За мной следил КГБ, и они прекрасно были
осведомлены, что я пою. Одной песни "Товарищ
генеральный секретарь" уже достаточно было.
- А как решился вопрос с вашим уголовным
делом после освобождения?
- Шесть лет назад приговор был отменен
Верховным судом Российской Федерации - за
отсутствием в моих действиях состава
преступления. Этого добился мой адвокат. Все тихо
сделано было, мне не прислали даже никаких бумаг
по этому поводу.
- Те, кто сфабриковал ваше дело, понесли
наказание?
- Нет, да что вы. Они же в органах уже давно не
работают, их всех выгнали. Они бездарно все это
слепили. Один из них поднялся до уровня
заместителя начальника УБЭП, сейчас на пенсии. Мы
с ним много раз после этого встречались.
- Как проходили встречи?
- Очень даже в веселой обстановке.
- Он покаялся, извинился?
- Нет, он убежден, что верно служил родине и
выполнял приказ. Ну что делать? Я должен сказать,
что зла особого на них не держу, потому что если
бы не эти - так были бы другие. Для некоторых это
большой факт в биографии. Они хвастаются детям
своим, внукам, что лично меня сажали. Я в
Свердловской области насчитал уже больше тысячи
работников правоохранительных органов, которые
якобы сажали меня или арестовывали. Но я человек
не злопамятный, не мстительный, я к ним отношусь c
каким-то сочувствием. Сегодня разница между мной
и ими такая громадная... Их и так Бог наказал.
- Как вы себя чувствовали в зоне?
- Я сначала просидел в изоляторе два года - год
до суда и год после, пока кассационные жалобы
ходили. А в лагере, задолго до того, как я пришел,
произвели тотальный шмон, изъяли все гитары и
магнитофоны, которые там были. Даже у солдат в
батальоне охраны все отобрали - чтобы не дай бог я
чего не записал. Ужас их душил страшный! За мной
постоянно в лагере следили, все время шмонали мои
вещи. И лагерь был голодный такой, там
беспредельный город, на севере Свердловской
области. Десятки людей в месяц умирали от голода.
Мороз, беспредельщина страшная. Плюс еще часто
были убийства, поножовщина.
- К какой категории зеков вы принадлежали?
- "Мужиком" был. Самым обычным. Я отказался
от каких бы то ни было привилегий. Сказал, что
никогда, даже если предложите, не буду ни
завклубом, ни заведующим библиотекой. А мне
ответили, что и не предложат. Будешь, говорят,
работать на самом тяжелом месте. Ну и хорошо.
Первые два года работал на сплаве, на разделке
леса, на разгрузке вагонов. И все ждали, когда я
упаду с копыт и начну просить, чтобы мне дали
место потеплее. Но этого не произошло. Причем, из
управления ЦУ пришло - держать меня под прессом.
Меня часто в изолятор сажали. За всякие мелочи,
любые провинности. День рабочий был
двенадцатичасовой, хотя положено 8. Писали жалобы
и ничего добиться не могли - беспредел творился.
- В конфликты с начальством вступали?
- Конечно. Я бил начальника отряда пару раз. Один
раз довольно крепко. Он был алкоголик, пьяница и
крохобор. Если к кому приезжали на свидание - он у
тех тут же вымогал деньги на водку. Шмонал по
тумбочкам, вышманывал у заключенных одеколон,
потом у себя в кабинете жрал его. Начал мне хамить
как-то. Я его несколько раз ударил по печени. Он
там валялся. Меня вызвали к начальнику колонии, я
ему все объяснил. Потом начальник его вызвал и
еще сам побил в кабинете. Он был справедливый
мужик, начальник колонии, не жалел этих пьяниц и
вымогателей. Он считал, что они позорят форму, и
бил их нещадно сам.
- Как же он допустил в своей колонии
беспредел?
- А ведь начальник за всем усмотреть не может,
есть заместители, начальники отрядов. Ему
докладывают обстановку, он в меру возможности
владеет. Но в некоторых вопросах он был
осведомлен. Меня он держал под прессом два года,
все ко мне приглядывался. Эти два года я выдержал
очень достойно. И потом он за меня вступался по
любому поводу. И делал мне поблажки, внеочередные
свидания давал. Но работал я практически до
самого последнего дня.
- А как складывались отношения с зеками?
- По разному. Ведь в лагере есть и хорошие люди,
есть и сволочи. Там человек не может быть один, он
все равно примыкает к какой-то группировке - по
признаку землячества или национальному
признаку. Все прекрасно знали, что я артист. Я
пользовался уважением.
- За счет своих песен?
- Да. И за счет своего поведения независимого. Ко
мне боялись многие подходить. Потому что если
кто-то попадал в круг друзей моих - за ним сразу
начиналось пристальное наблюдение, их начинали
прессовать, обыскивать...
- Ну а дружба с кем-нибудь сохранилась?
- Есть такие люди. Там сидели и олимпийские
чемпионы, мастера спорта по каратэ, по боксу,
обладатели черных поясов. Там сидело немало тех,
кого считали хозяйственными преступниками и
давали им за это сумасшедшие срока. Сейчас это
преуспевающие бизнесмены, которые занимаются
тем же самым, имеют большие капиталы и
предприятия. А тогда они были уголовники. Вот с
ними я поддерживаю отношения. И с некоторыми
криминальными авторитетами, которые там были.
Имен я не назову, по понятным причинам, но в этом
мире я много кого знаю.
- Все шесть лет заключения вы так и не
писали песен?
- Почему? Меня никто не лишал такой возможности.
Пиши, пожалуйста. Но вот только тебя все время
обыскивают, листки отбирают. Я писал и прятал,
отправлял на волю. Первые четыре года гитару в
руках не держал, конечно. А потом, когда
перестройка уже дошла до лагерей, это было году в
88-м, и ко мне уже изменилось отношение - у меня
снова появилась гитара.
Как только я вышел - меня сразу же стали
приглашать выступить, обещали большие гонорары.
И я просто первый месяц не вылезал из студии,
сидел и записывал два альбома, "Ожерелье
Магадана" и "Городской романс". Почти все
эти песни были написаны в лагере, для других
песен основой послужили лагерные впечатления,
каторжанские байки. Я эти два альбома записал за
сорок дней. А потом поехал на гастроли. Опыт,
безусловно, полезный я извлек, и мне в жизни
теперь немножко проще. Весь этот страшный мир
шоу-бизнеса мне кажется сборищем бойскаутов.
- Ну а другие университеты, помимо лагеря, у
вас были?
- Я учился в Уральском политехническом, в
Уральском лесотехническом и Свердловском горном
институтах.
- И ни один не закончили?
- Нет, я ведь учился не потому, что мне хотелось
получить ту или иную профессию... А просто в то
время в студенческой среде было много ансамблей
вокально-инструментальных, а мне хотелось играть
на гитаре, чтобы была творческая атмосфера. Но я
не был комсомольцем и ни под какими нажимами туда
не вступал. И поэтому любые огрехи мои
раздувались до циклопических размеров, и при
любой возможности меня выгоняли.
- А что вас вдохновило на альбом
"Извозчик", какие впечатления?
- Варлам Шаламов, Солженицын... Высоцкий,
Алешковский, Галич. Я это все читал, я это слышал.
И, конечно, в некотором роде это было, может быть,
подражание. Но достаточно талантливое и удачное.
И потому альбом был громоподобный, популярность
сразу обрел.
- "Сидельцев" у вас в роду не было?
- Нет, в моем роду все были очень интеллигентные
и высокообразованные люди. Я один-единственный -
не имеющий высшего образования. Но при этом -
самый известный.
- Когда вы освободились, то занялись, как
известно, не только творчеством, но и бизнесом. А
ведь в это время в Свердловске началась большая
гангстерская война...
- Она меня тоже не минула, пришлось повоевать за
свои интересы. Я никогда никому не платил.
- Как такое было возможно?
- Я уже говорил, что у меня хорошие отношения с
теми людьми, которых называют криминальными
авторитетами. Это раз. А во-вторых, я достаточно
сильный человек, я способен противостоять.
В-третьих, я ведь тоже не один был и не с голыми
руками...
- Но ведь отстреливали и сильных тоже.
- Ну что ж делать - и меня пытались отстреливать.
Один раз точно. Из автомата рожок один выпустили
по окнам - и все мимо.
- Может, предупреждали?
- Не знаю, может быть. А потом машину взорвали.
- И как вы на это отреагировали?
- Адекватно.
- Хороший ответ... Это было связано именно с
вашим бизнесом?
- Да, безусловно, с разделением рынка. Я
занимался грузоперевозками из Объединенных
Арабских Эмиратов. Был еще заводик, малохольный,
правда, мы с компаньоном его купили на аукционе.
Дефибрерные камни производил - жернова такие,
абразивные круги, которые размалывают древесину
в порошок. Для целлюлозно-бумажных комбинатов их
поставляют. Но эти комбинаты стали закрываться
один за одним, вся страна начала завозить бумагу
извне, финскую. Поэтому завод стал
нерентабельный. И когда мы с компаньоном делили
имущество, ему перешел завод, а я забрал другую
собственность.
- Ну а в криминальной войне между
"уралмашевцами" и "центровыми" вы были
на чьей стороне?
- Я был в хороших отношениях и с теми, и с
другими. Никогда не примыкал ни к кому. Я умею
дружить с ярыми врагами. Никогда не передаю
ничего слева направо и справа налево, умею даже
погасить напряженность.
- За семью свою не волновались?
- Знаете, волновался... Но я считаю, что мужчине
нужно иметь четкую линию в этой жизни. Уметь
отстаивать свои интересы, не продавать и не
предавать никого - и тогда тебя будут уважать и
те, и эти. Вот и все. Не быть шкурой.
- И с тех пор у вас нет врагов?
- Враги, может быть, и есть, но они просто зубы
свои не показывают. Может, ядом дышат тихонько
про себя, но выпадов нет никаких. Я и сам ни на
кого не нападаю. И сегодня все прекрасно
понимают, что стоит начать войну со мной - сразу
нарисуется очень много разных мощных фигур...
Поэтому никто не лезет.
- Но ведь и авторитетов могут устранить -
ведь известно, чем кончили такие знаменитые
уральские бандиты, как Вагин или Цыганов...
- Это все были хорошо знакомые мне люди. Они
уважительно ко мне относились. Я многим давал
советы, они меня не слушали, поэтому, может, и
лежат. Вагин - только поэтому.
- А вам не приходилось выступать как
артисту на бандитских мероприятиях?
- Я никогда в жизни не пел ни на каких днях
рождения. Ни на бандитских, ни на
"ментовских".
- А приглашали?
- Приглашали. Но я сразу говорил, что приду
только в качестве гостя. Петь не буду. Для этого у
меня есть сцена, приходите на концерты. Или
найдите человека попроще, который обслуживает.
Для этого есть Шуфутинский. Есть девочки по
вызову, а есть Шуфутинский...
- Ну а для самых близких споете?
- Когда у меня дома собираются гости, и кто-то из
них играет на гитаре, я могу себе позволить
вместе с ними спеть. Но не мои песни.
- С Шуфутинским у вас был какой-то конфликт
из-за песен, которые он записал без вашего
разрешения?
- Нет, у меня с ним не было конфликта. Песни мои
выпустила фирма "ЗеКо-Рекордз", которую он
обманул - сказал им, что у него со мной есть
контракт. Они выпустили. Я приехал к ним -
Зеленову и Козлову - разбираться, объяснил им, что
Шуфутинский их обманул. И удержал с них очень
большую сумму денег.
- Как удержали?
- Просто посчитал материальные издержки,
оказалось - 40 тысяч долларов. Они взмолились:
сделай "скачуху". Я и сказал им: "Хорошо,
отдадите 25 тысяч - будете жить". Дословно.
Посмеялись, разъехались. Они на следующий день
привезли деньги.
- Розенбаум, как известно, оказавшись в
аналогичной ситуации с той же фирмой, решил
действовать через суд...
- Ну это его виденье разрешения конфликта, а у
меня другое. Я посчитал, что так будет быстрее.
- А они не могли вместо этого отнести
заявление в РУБОП?
- Могли, но они оказались людьми порядочными. По
крайней мере, по отношению ко мне. То, что Козлов
потом "заказал" Зеленова - это уже совсем
другая история...
- Насколько сегодня Екатеринбург -
криминальный город по сравнению с другими?
- Я не владею криминогенной ситуацией в стране...
Но Москва, безусловно - самый криминогенный
город, испокон веков, начиная с 16 столетия, была и
остается.
- А как вы относитесь к фигуре вашего
губернатора Росселя, репутация которого очень
неоднозначна?
- Я горжусь нашим губернатором, он очень
порядочный человек. Я хорошо и близко знаком с
Росселем, вхожу в его команду и являюсь вместе с
ним учредителем уральского отделения партии
"Единство".
- А вас не смущает то, что
"уралмашевская" группировка
легализовалась, даже сохранив аббревиатуру ОПС?
(теперь это уже не организованное преступное
сообщество, а общественно-политический союз - М.
М.)
- Я знаю только, что все основные фигуры сейчас
действуют в рамках закона. И нет никаких
оснований для отказа в их регистрации. Вот я,
например, криминального какого-то давления со
стороны "уралмашевских" не чувствую. Войн
как таковых нет. И ни один губернатор не может
быть совсем не связан с так называемыми
"группировками". Потому что бизнес какой-то
губернатор все равно поддерживает, но у истоков
любого бизнеса лежат криминальные деньги. И
поэтому, копнув любого губернатора, будь то
Яковлев или Россель, можно всегда при желании
найти эту связь. Но никто не может впрямую в
чем-то обвинить нашего губернатора - потому что
не в чем. Вот мэр наш, Чернецкий, гораздо больше
криминализован. А Россель - один из самых
выдающихся политиков сегодня. И если он будет
премьер-министром, то вы не удивляйтесь. Я это ему
предрек еще два года назад и сегодня говорю. Он
очень смелый политик, чего стоит одно его желание
сделать Уральскую республику. Какой вой в Москве
поднялся, как начали его душить, криминальным
называть... Это человек, который мыслит
государственными масштабами, а не мелкий царек,
который стяжает под себя. Россель достаточно
скромен в быту. Очень пунктуален. И вообще,
человек очень приятный в общении.
- А что вас так привлекло в "Единстве"?
- Я считаю, что только "Единство" сегодня
способно объединить все здравомыслящие силы.
Иначе к власти придут коммунисты, не Дай бог. И
Путин совсем не так страшен, как его малюют... Я
делаю выводы на основе его сегодняшних шагов. Он
достаточно предсказуем. Он выбрал курс и твердо
ему следует. Довести чеченскую кампанию до конца,
разобраться наконец со всей коррупцией и навести
порядок - ведь в стране бардак.
- Это реально?
- Да реально, но нужна твердая жесткая власть.
Это самое необходимое и первое условие. Не надо
этого бояться. "Твердая рука" - не значит
грубая и безобразная. Рука может быть твердой, но
разумной. Как у Петра I, например. Если бы не он -
город бы не стоял и мы бы с вами здесь не сидели.
- Вы знакомы с Путиным?
- Нет, но рано или поздно мы с ним познакомимся.
- А на его встрече с интеллигенцией вас не
было?
- Я не был приглашен. Там есть люди более
известные и именитые, в годах и чинах. Всех же
нельзя пригласить. Но это ни коим образом не
влияет на мое к нему отношение. Я туда не особо и
рвусь, я занимаюсь своим делом - и достаточно.
Надо будет - пригласят.
- Вас совершенно не беспокоит, что вас не
видно на телевидении?
- Да плевать я на них хотел. Я занимаюсь своим
делом. Людям нравится, они ходят на мои концерты и
слушают. Что я, буду бегать и упрашивать этого, с
бабьей рожей, Константина Эрнста...
- В свое время ОРТ отказалось рекламировать
ваш альбом "Записки уголовного барда"?
- На телевидении полно идиотов. Они просили
слово "уголовный" убрать. На том основании,
что пропаганда уголовщины на телевидении
запрещена. А если есть слово "уголовный" -
значит, это пропаганда чего-то уголовного.
Представляете? Идиоты или нет? Идиоты!..
- Ваше нынешнее отсутствие на ТВ связано
только с тем, что вы не хотите платить?
- Не хочу. Моральный принцип. Я считаю, что
платить телевидению - это значит признать свою
несостоятельность и поставить себя в одну
очередь с этими, всякими Сташевскими... Шуры-муры,
Муммий-Тролли...
- Почему вы так агрессивно относитесь к
попсе?
- Потому что она бездарна. Вы посмотрите на
западную попсу, каков у них уровень. И - наш
уровень, плебейщина какая-то. Наша попса к
искусству никакого отношения не имеет.
- А с Киркоровым ваше выяснение отношений
чем закончилось?
- Да ничего мы не выясняли... Он дал
оскорбительное интервью, я написал ему письмо
открытое, издевательского содержания. А дальше -
замяли, и все. Я не интересуюсь Киркоровым
нисколько. Это для меня напомаженный таракан. Мне
заняться больше нечем, как выяснять отношения с
Киркоровым! Он для того, чтобы обратить на себя
внимание, то в белый цвет покрасится, то в губы
себе кольца вставит. Завтра вставит в задницу
павлиньи перья. Ему ведь нечем удивить народ. А я
делом занимаюсь.
- А в чем главное отличие вашего дела от
шоу-бизнеса?
- Бизнес - это ремесло, а не искусство. Бизнес
искусством торгует. Есть люди, которые строят
Эйфелеву башню или рисуют картину "Мишки в
лесу", а потом приходят тысячи людей, которые
печатают этих "мишек" на фантиках или
торгуют открытками с видами башни. И получают
денег несравненно больше. Так вот, я тот, кто
рисует этих "мишек в лесу" и строит башни. А
Киркоров - тот, кто торгует открытками. Вот и вся
разница между нами.
Беседовал Максим МАКСИМОВ
Фото Славы ГУРЕЦКОГО
|